?

Log in

No account? Create an account
я

Ещё кусочек с семинара М.В. Осориной



Если мы представим себе место внутри живота матери, где находится ребенок, мы можем сказать, что там темно, мягко, сыро, можно двигаться, пока ты мал, а когда подрастаешь - становится тесно.
А ещё можно сказать, что там есть два ритмичных звука, которые присутствуют всегда - звук биения сердца и шорох дыхания.

И эти два звука - как солнце и луна во Вселенной ребенка, они там есть всегда.
Они - основополагающие, мирообразующие, структурообразующие для него.

Мы знаем, что ритм дыхания и сердцебиения на самом деле подвижны, меняются в зависимости от того, в каком состоянии находится человек.
Мать спешит, смеется, печалится, устала - все будет немножко по-другому.
Ритм дыхания - немножко разный в зависимости от того, молчит она или говорит, сидит или идет. То есть он более подвижно отражает ее физическое состояние, чем ритм сердцебиения.

Беременность - уникальная ситуация, кода один человек находится внутри другого, такого невероятного единства тел не будет уже никогда.
И ребенок в утробе матери бессознательно ощущает ритмы дыхания и сердцебиения как главные ритмы, через которые можно познать другого.

Когда ребенок родится и окажется уже вне матери, у нее на руках, он будет прижиматься к ней своим тельцем.
И именно на руках у мамы человек проходит поразительную школу общения.

У психологов есть фраза - тело не врет. Физиономия и слова могут обмануть некоторых простаков, а вот когда ты прижимаешься к телу другого человека, а ещё и знаешь, как снимать информацию - тебя обмануть невозможно.
Нельзя обмануть того, кто к тебе прижался и чувствует тебя телом.
И мелкий, расположившись на груди или животе матери, имеет возможность по-новому проживать, что происходит с ней, когда она печалится, смеется, и т.д.
Он может видеть глазами, как мать проявляет эмоции, наблюдать мимику, слышать звуки, и ещё и тельцем чувствовать.
И эта способность своим телом снимать информацию с тела другого начинается ещё внутриутробно, а после рождения у мамы и ребенка есть граница - место, где ребенок к ней прижимается.
И ребеночек учится вчувствоваться в мать, находясь уже не внутри нее, а в другом теле - по тому, как она дышит, когда торопится, держа его на руках, что с ней происходит, когда она недовольна или печальна.

И вот ребеночек становится ходячим, и смотрит на других людей уже издалека.
И если он был в животе у матери, и она его носила на руках, и он доверял ей, то он может мысленно въезжать в шкуру партнера.
Он может с ним соединиться - и в этом ему поможет его телесный опыт общения с матерью.

Способность вчувствоваться в другого, как бы становиться им, снимать информацию с него на себя называется эмпатией. Это очень важная и очень древняя форма познания.
И эта способность формируется внутриутробно и в течение первых полутора лет жизни."

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
замечательно:)))
о, прекрасно, спасибо! можно к себе утащить, перепостить хочу со ссылкой на тебя?
Конечно, это открытый пост :)
супер! )
младший у меня вырос в слинге и я просто балдела все это время..
А вот аргументов отпинываться от противников хватало не всегда..
надо запомнить! ))
Как красииииво сказано! Дочка моментально настроения окружающих считывает, для меня это всегда так удивительно :)
как хорошо сказано и как верно
Спасибо!
Эх, звучит хорошо. :)

Но есть вопрос:
Когда ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью - не мешает ли ему близость с матерью формировать _свои эмоции_ по отношению к происходящему?
Въезжание в шкуру партнера - иногда хорошо, но как он научится выезжать из нее безболезненно?

Опыт начинающего психотерапевта показывает, что люди как раз стремятся к слиянию, с большим удовольствием в нем находятся - даже если их и не носили в слинге в детстве, а вот выходить из него, осознавать, когда слияние стало патологичным, умеют ой-ой-ой как не все.

Конечно, можно предположить, что к патологическому слиянию склонны как раз те, кому в детстве слияния с матерью не хватило, и они восполняют дыры своей души за счет других людей, но когда, в какой момент формируется здоровая способность к отсоединению?

Ну и главное - в тему - не мешает ли слинг этой способности формироваться?
Я отвечу от себя.
Как правило дети, которых много носили в слинге растут более самостоятельными. (у всех отделение начинается в разное время). Поскольку потребность в телесном общении удовлетворена. Сформирован как бы тыл, в котором ребенок уверен и он может спокойно отделяться и делать свои выводы.

К слиянию стремятся те люди, которые недополучили. И они все время стремятся допулучить. У них нету такого тыла и уверенности в нем.
О, отлично, можно запостить в слингомамы?
Пожалуйста :)
слушай, только сейчас пришло в голову. - Владик у нас в младенчестве был такой ручной-ручной (он и сейчас любит обнималки) и он на самом деле больше чувствует людей, чем Полина, которая с роддома не хотела сидеть на руках:( Он у нас дипломат и психолог - издалека прямо видит, что мама расстроена например. Почему же Полина не такая??
Потому что не бывает, чтобы все были одинаковые. :)
Все хорошо, только когда М.В. вдруг начинает говорить о том, почему пустышка - это круто, становится немного не так хорошо. :( Особенно когда это говорят первокурсникам, которые пока что верят всему, что им скажут.
О, а что она по этому поводу говорит?
Здраво!
отлично! я подозревала :)
угу, и если мать регулярно вербально и мимически выражает одно, а телесно совершенно другое - тут-то и начинается самое интересное.
кстати да, и это тоже остально за рамками
во как!
а мой сынулька как раз носился на руках полтора года, а потом сам слез:)
"И эта способность формируется внутриутробно и в течение первых полутора лет жизни"

Сразу возник вопрос: Если в течение первых лет жизни никакой способности к эмпатии у клиента не сформировалось (да и не было никаких слингов в советское время), и во взрослом возрасте скорее наоборот идёт отторжение людей а-ля "ещё не хватало чтобы со мной кто-н попытался слиться, держие свое тело при себе и меня оставьте в покое". При этом желание эмпатии и понимания людей есть. Что в этом случае посоветуете делать?
Вы знаете, я детский психолог, поэтому не берусь советовать вот прям профессионально, но когда такие родители у меня оказываются на консультации, и я вижу, что проблемы во взаимоотношениях с ребенком имеют в том числе и такой корень, я обычно рекомендую телеску.
А порой даже простое разъяснение "устройства психики" и значение уровня ощущений помогает.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>