?

Log in

No account? Create an account
я

Про рисунки чуть-чуть

Обещала рассказать немножко о детском рисовании. Исполняю наконец - коротенечко, чуть-чуть.

Когда я прошу чью-нибудь маму показать детские рисунки, мама начинает отбирать те, которые ей нравятся.
А нравятся ей обычно те, которые нарисованы красиво и "похоже", по правилам.

Детские каракули и головоноги обычно пролистываются, как недостойные внимания.

Я, честно говоря, тоже дочкиных каракулей не сохранила.
Ибо и сама только недавно узнала, какой сакральный смысл несут все эти каляки-маляки.

Оказывается, если проследить внимательно за развитием "свободного детского рисования" (то есть не по образцу или заданию, а по свободной воле художника), то можно увидеть потрясающую логику и связь с психическим развитием малыша.

Сначала детка обнаруживает, что некоторые штуки могут оставлять следы. И тычет пишущей штукой, практически не глядя на бумагу (если это бумага).
Это - хаотические каракули.

Кстати, взрослому подделать такие каракули невозможно. Разве что под гипнозом.

Чуть позже кроха заметит, что этими следами ОН САМ может управлять.
Куда захочу - туда поведу карандаш. Вау!
Власть над следами.
Взрослому - ерунда, а ребенку - целое открытие. Он учится управлять движениями. Он с кайфом тренирует эту способность. При каждом удобном случае.
Рисунки малыша - множество повторяющихся элементов. Это - циркулярные каракули.

Вот, например, очень прекрасные: http://semirina.livejournal.com/187607.html?replyto=4882647

Их смысл в плане психического развития - отработка зрительно-моторной координации, связи "глаз-рука".

А потом начинается самое интересное: малыш осваивает пространство листа.
Каляки-маляки рисует не просто так, а выстраивая определенную композицию.

Рисунки в это время абсолютно не нравятся взрослым. Просто зачирканный лист, по их мнению.

Но исследователи утверждают, что именно в этот период закладывается способность к композиционному построению рисунка. И если этот период упущен, то научиться этому позже уже практически невозможно.

Если в это время ребенок начиркает на стене, а его отругают изо всех сил, он может перестать рисовать. Надолго. А то и навсегда.
Это блокировка рисования.
Ее можно снять, если правильно сопровождать в дальнейшем.

Увы, но когда малыш приносит свое творение - лист, где живут каряки-моряки, и они появляются одна за другой, накладываются друг на друга, прячутся, занимают свободные места, взрослые не видят этого буйства чувств. И начинают, как правило, учить ребенка рисовать: "Нарисуй солнышко! Смотри, вот так... вот так... и лучики..."
Или расспрашивают: " А это что ты нарисовал?", и грузят своими ассоциациями: "Это птичка, да? Какая хорошая птичка получилась!"
И ребенок порой привыкает в угоду взрослым придумывать, что он нарисовал. И поддакивать. И пододвигать листок маме: "Нарисуй, я не умею".
А это была ещё совсем даже не птичка. Это каряка-моряка. Развитые каракули.

А потом, в норме годам к двум или даже чуть раньше, появляется в рисунках круг. И внутри него - две точки.

Круг с точками - это первое изображение человека.
И вот с этого момента начинается новая эпоха - эпоха изобразительного рисования.
Вот теперь ребенок рисует "что-то". Вернее, кого-то.

И начинается потрясающая штука: ребенок сам изобретает язык, на котором выражает свой внутренний мир в рисунках.
И идет этот процесс лет до 7-8.
Удивительные открытия делает ребенок, который рисует сам, не по заданию и не хором. Потрясающие. Взрослому сроду до этого не додуматься, только самым гениальным.
Я была потрясена просто до фибров души.

Только одну вещь расскажу.
Мне давали ссылку на рисунок, где солнышко ложится спать (я надеюсь, мама сейчас прочитает и напомнит, где рисунок лежит - все комментарии перерыла, не могу найти)
Черная такая постелька, и кружочек -солнышко - над ней.

И (внимание!) в центре кружочка-солнышка - черное пятнышко. Солнышко помечено тем же цветом, что постелька.

И знаете почему?
Потому что уже в два года ребенок почувствовал, что если человек что-то думает сделать, то это уже как бы существует. Он отмечает психическое действие!
Солнышко думает лечь в черную постельку.
И малыш его помечает черным - рисует "солнышкину мысль".
Обалдеть, да же? (если вы поняли, о чем я

Научить такому нельзя.
Нужно только не мешать.

Вот эта способность изображать особым языком особые вещи (маленький ребенок не рисует реальность, нафига? Она и так существует. Он рисует только то, что живет в его душе) актуальна до 8 лет примерно.
Дальше уже ребенку важно рисовать так, чтобы было похоже.
И вот тут только пора начинать учить.

А до этого - грамотно сопровождать.

Моя мечта - 2 и 3 ступень семинара М.В. Осориной по этой теме.
От первой получила незабываемые впечатления, коими, собственно и поделилась тут с вами.
Одной стотысячной, каплей-капелюшечкой из моря, которое выплеснула на нас чудесная Мария Владимировна.

А теперь посмотрите на рисунки, которые вы мне показали в этом посте.
Изменилось восприятие? Нет? :)

А теперь я вам покажу кое-что, от чего я рыдала в восторге, когда нашла.
Детсадовские работы моих детей.

№1. Юля, 2002 год


Прошло семь лет....

№2. Саша, 2009 год

(обратите внимание - Санюхин проявил креатив, попытался кошку срисовать. Поди влетело ему за это

И ещё шедевр:

№1. Юля


№2. Саша


Это педагоги называют развитием детского творчества.
Психологи подобное так не назовут.
Чувствуете, да?

Вот поэтому нас, психологов, в народе порой не понимают. Не врубаются, чего это мы не пресекаем вовремя все лишнее

Comments

Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
Спасибо большое! Прекрасный рассказ. :)
Меня в свое время поразила книга Осориной, я просто пищала от восторга. )) Насколько же потрясающие дложны быть у нее семинары!!!
У нас, правда, затык какой-то - при полной свободе творчества (чесслово, никаких "солнышек", рисуй чем хочешь, что хочешь и где хочешь) ребенок (3,5) рисовать/лепить не любит и сам почти никогда об этом не вспоминает. Я как-то не парюсь - ну нет, так нет. Или стоит озаботиться, как Вы думаете?
Расскажите, как вы ему предлагаете и преподносите материалы?
как интересно, слушай!!! (разбудила Макса, сунула мелки в руку - нехай рисует)
бггггг )))))
ДА! Очень поменялось! Спасибо!


Жаль, что нам уже поздно... Хотя именно сейчас сын начал креативить, сам придумывает как и что будет изображать



Ну раз сам придумывает - так чего ж поздно-то? Все в порядке.
Моей дочке 7 лет. Она очень любит рисовать красками. Использует полностью всю поверхность листа. У нее одно время было огромное закатное солнце, наполовину ушедшее за горизонт. А сейчас рисунки все больше, где соединяется небо и море (разные оттенки синего использует), сбоку на небе обязательно солнышко, а на первом плане обычно цыеточки, травка и проч. Но было время (года в 4), когда она (единственный раз) нарисовала меня с 4-мя руками и 3-мя ногами, совершенно разноцветную. Если честно, меня напугал этот рисунок. Она объяснила такое ход так: "с одной сторны у мамы - я и папа, а с другой - две мои бабушки". Поэтому и 4 руки - по руке на каждого))).
Рисует всегда и везде, часто и много. И на обоях в том числе:). Дверь в детскую не меняем на новую:), ждем пока выйдет возраст, а дверь, тем временем - полотно для творчества. Ужасно разрисованная. Но не мешаю. Пусть.
А чего напугало то? :)))

Про рисование на обоях - если не жалко, конечно, пусть, но вообще уже самому маленькому вполне нормально объяснять, что рисуют люди на бумаге.
А рисование на обоях, цветочных горшках и себе - это тоже виды искусства, но другие. :)
Совсем уже безграничное разрисовывание всего на свете, что попадется на пути - это необязательный компонент гармоничного развития :)))

Хочу посмотреть рисунок, где вы многорукая... Не сохранился?

Ура! Очень ждала этой записи, интересно очень. Спасибо, что поделились. Только вместо "абсолютно не нравятся взрослым" я бы написала "очень редко нравятся взрослым". Меня любые детские каракули приводят в восторг, подолгу сижу изучаю.
ай.. а мы сегодня оторвались!
пальчиковыми красками, я сама их впервые в жизни попробовала (!!!) плюс какие-то краски, которые после высыхания шершавыми становятся.
у меня вострог и нега :)

в общем мы с детём отрывались, а бабушка (сейчас у нас в гостях) смотрела на нас с замиранием сердца. потому, что нам мало двух ватманов было!!!!!! мы и пол рядом заляпали и по ватману ногами ходили и следы по всей квартире наоставляли и маму изрисовали и еще все что попалось.
а стены у нас уже давно художественно исчирканы каляками, и подушки диванные, и кровать и другая мебель (я правда с ужасом стараюсь не думать как я всё это буду отмывать перед тем как съезжать со съемной квартиры %)
Пальчиковые краски - это для кайфа, да :)

А разрисовывание стен и диванных подушек - это, конечно, если не жалко, то пусть.
Но на бумаге лучше, подавай ей бумагу вкусно :)
ура! долгожданный рассказ про рисунки, очень интересно! Ира, спасибо! я ж умирала от любопытства с этим солнышком http://aalenkin.livejournal.com/48866.html
Твой Глеб - гениальный!!!! Саше до вас, как до Марса, ей-богу. Он еще ни разу не изобразил ничего "похожего" на реальность.
с ума сойти! спасибо, очень интересно!
Ир, а если ребенок не любит рисовать - это очень плохо? :(( не запрещали, не критиковали.. просто нет интереса к энтому делу. уже скоро 8 лет человеку будет.
Ну не то, чтобы вот прям плохо...
Просто один из каналов для самовыражения и развития заблокирован. Есть другие :)

А вообще никогда не рисовал?
По мнению Марии Владимировны, когда ребенок не рисует совсем или рисует каракули после 3 лет - это может быть либо задержка в развитии, либо блокировка рисования, надо смотреть малыша повнимательней.
Раннее детское рисование имеет определенную диагностическую ценность.
Ира, а про домики (которые квадратик и сверху треугольник) ты ничего не знаешь? я всегда думала, что это навязанный детям (в том же детсаду) шаблон. но мой сын рисует такие домики в большом количестве и обязательно чтобы труба и дым (могу показать, если нужно). хотя никто ему образцов не давал.
Такие домики - да, шаблоны.
Где-то увидел - понравилось. Рисовать такие домики опять же легко и просто.:)

А сам то он что рассказывает про эти домики?
А у нас как раз произошел прорыв: Света начала рисовать замкнутый контур с двумя точками, но называет это "привиедниями"!
О-о-о! Ирина, вы не представляете, какой целительный бальзам вы только что пролили на мою страждущую материнскую душу!!! Я говорю это абсолютно серьёзно: буквально вчера я спорила с родственницей, которая "учила" мою дочь рисовать, пыталась до неё донести хоть что-то, в результате беседа прекратилась с её стороны взглядом, в котором было ясно написано "с чокнутыми лучше не спорить".

Надо распечатать, всем активным в этом плане родственникам выдам по экземпляру, велю повесить на видном месте и перечитывать утром и вечером.

Спасибо!!! :)
Вот только моя трёхлетка не рисует пока человеков, даже никакого подобия... может, мне пора начать париться по этому поводу?...
я разрешаю рисовать везде, всем и как угодно:
54.56 КБ
результаты аховые :)
Ну ты же объясняешь, что рисовать - это здорово, но люди рисуют на бумаге? :)
Везде и всюду - это уж прям слишком... хорошо! :))
Чучуха какая славная! :))) Направляй эту энергию в мирное русло!
У меня мальчик, 2 года и 3м . Сейчас стал много и часто рисовать. Что рисует не поясняет , только паровозики. Выглядят они так: сначала это были палочки , сейчас это палочка с круговой закарлючкой. Если палочка длинная - это большой паровозик, маленькая закарлючка - это маленький паровозик. Заполняет весь лист. Предпочитает зеленый восковой карандаш, или черный. Другие цвета в одиноковой степени.
Красками кажется просто каляки рисует. Где-то в районе двух круги рисовал , сейчас перестал. И никаких точек внутри.

Нужно ли что либо показывать? И как поощрять, кроме о как красиво нарисовал :) ?
Спасибо!
Мне было очень интересно наблюдать за старшим, когда он начинал рисовать. Как сначала его поразили эти из ниоткуда появляющиеся линии, и он вел-вел фломастером, а потом переворачивал его, разглядывал - где же прячется линия до того, как попасть на бумагу, и пытался попробовать на зуб. :) Как он пытался порисовать на всем подряд - особенно понравилось раскрашивать себе ноги, руки и пузо. И меня заодно. :) На стенах он рисовал в ванной пальчиковыми красками, а потом смывали. Вот так:

И холодильник тоже разрисовал, так и не отмыли...
Жаль только, что я рисунки практически не сохранила. Правда, я даже не знаю, как их сохранять-то, у нас многие были "в движении" - то есть, сначала что-то было, потом как-то поменялось, а в конце концов вообще прилетела большая туча и все закрыла. :) Это надо на видео записывать, наверное.
я вот что хотела спросить
Егорке год - уже пора дать карандаш в руку? он смотрит за старшими. но активного интереса не проявляет. или просто подождать?
Пора. Дай, конечно.
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>