Это что-то обо мне ;) (semirina) wrote,
Это что-то обо мне ;)
semirina

Categories:

Про рисунки чуть-чуть

Обещала рассказать немножко о детском рисовании. Исполняю наконец - коротенечко, чуть-чуть.

Когда я прошу чью-нибудь маму показать детские рисунки, мама начинает отбирать те, которые ей нравятся.
А нравятся ей обычно те, которые нарисованы красиво и "похоже", по правилам.

Детские каракули и головоноги обычно пролистываются, как недостойные внимания.

Я, честно говоря, тоже дочкиных каракулей не сохранила.
Ибо и сама только недавно узнала, какой сакральный смысл несут все эти каляки-маляки.

Оказывается, если проследить внимательно за развитием "свободного детского рисования" (то есть не по образцу или заданию, а по свободной воле художника), то можно увидеть потрясающую логику и связь с психическим развитием малыша.

Сначала детка обнаруживает, что некоторые штуки могут оставлять следы. И тычет пишущей штукой, практически не глядя на бумагу (если это бумага).
Это - хаотические каракули.

Кстати, взрослому подделать такие каракули невозможно. Разве что под гипнозом.

Чуть позже кроха заметит, что этими следами ОН САМ может управлять.
Куда захочу - туда поведу карандаш. Вау!
Власть над следами.
Взрослому - ерунда, а ребенку - целое открытие. Он учится управлять движениями. Он с кайфом тренирует эту способность. При каждом удобном случае.
Рисунки малыша - множество повторяющихся элементов. Это - циркулярные каракули.

Вот, например, очень прекрасные: http://semirina.livejournal.com/187607.html?replyto=4882647

Их смысл в плане психического развития - отработка зрительно-моторной координации, связи "глаз-рука".

А потом начинается самое интересное: малыш осваивает пространство листа.
Каляки-маляки рисует не просто так, а выстраивая определенную композицию.

Рисунки в это время абсолютно не нравятся взрослым. Просто зачирканный лист, по их мнению.

Но исследователи утверждают, что именно в этот период закладывается способность к композиционному построению рисунка. И если этот период упущен, то научиться этому позже уже практически невозможно.

Если в это время ребенок начиркает на стене, а его отругают изо всех сил, он может перестать рисовать. Надолго. А то и навсегда.
Это блокировка рисования.
Ее можно снять, если правильно сопровождать в дальнейшем.

Увы, но когда малыш приносит свое творение - лист, где живут каряки-моряки, и они появляются одна за другой, накладываются друг на друга, прячутся, занимают свободные места, взрослые не видят этого буйства чувств. И начинают, как правило, учить ребенка рисовать: "Нарисуй солнышко! Смотри, вот так... вот так... и лучики..."
Или расспрашивают: " А это что ты нарисовал?", и грузят своими ассоциациями: "Это птичка, да? Какая хорошая птичка получилась!"
И ребенок порой привыкает в угоду взрослым придумывать, что он нарисовал. И поддакивать. И пододвигать листок маме: "Нарисуй, я не умею".
А это была ещё совсем даже не птичка. Это каряка-моряка. Развитые каракули.

А потом, в норме годам к двум или даже чуть раньше, появляется в рисунках круг. И внутри него - две точки.

Круг с точками - это первое изображение человека.
И вот с этого момента начинается новая эпоха - эпоха изобразительного рисования.
Вот теперь ребенок рисует "что-то". Вернее, кого-то.

И начинается потрясающая штука: ребенок сам изобретает язык, на котором выражает свой внутренний мир в рисунках.
И идет этот процесс лет до 7-8.
Удивительные открытия делает ребенок, который рисует сам, не по заданию и не хором. Потрясающие. Взрослому сроду до этого не додуматься, только самым гениальным.
Я была потрясена просто до фибров души.

Только одну вещь расскажу.
Мне давали ссылку на рисунок, где солнышко ложится спать (я надеюсь, мама сейчас прочитает и напомнит, где рисунок лежит - все комментарии перерыла, не могу найти)
Черная такая постелька, и кружочек -солнышко - над ней.

И (внимание!) в центре кружочка-солнышка - черное пятнышко. Солнышко помечено тем же цветом, что постелька.

И знаете почему?
Потому что уже в два года ребенок почувствовал, что если человек что-то думает сделать, то это уже как бы существует. Он отмечает психическое действие!
Солнышко думает лечь в черную постельку.
И малыш его помечает черным - рисует "солнышкину мысль".
Обалдеть, да же? (если вы поняли, о чем я

Научить такому нельзя.
Нужно только не мешать.

Вот эта способность изображать особым языком особые вещи (маленький ребенок не рисует реальность, нафига? Она и так существует. Он рисует только то, что живет в его душе) актуальна до 8 лет примерно.
Дальше уже ребенку важно рисовать так, чтобы было похоже.
И вот тут только пора начинать учить.

А до этого - грамотно сопровождать.

Моя мечта - 2 и 3 ступень семинара М.В. Осориной по этой теме.
От первой получила незабываемые впечатления, коими, собственно и поделилась тут с вами.
Одной стотысячной, каплей-капелюшечкой из моря, которое выплеснула на нас чудесная Мария Владимировна.

А теперь посмотрите на рисунки, которые вы мне показали в этом посте.
Изменилось восприятие? Нет? :)

А теперь я вам покажу кое-что, от чего я рыдала в восторге, когда нашла.
Детсадовские работы моих детей.

№1. Юля, 2002 год


Прошло семь лет....

№2. Саша, 2009 год

(обратите внимание - Санюхин проявил креатив, попытался кошку срисовать. Поди влетело ему за это

И ещё шедевр:

№1. Юля


№2. Саша


Это педагоги называют развитием детского творчества.
Психологи подобное так не назовут.
Чувствуете, да?

Вот поэтому нас, психологов, в народе порой не понимают. Не врубаются, чего это мы не пресекаем вовремя все лишнее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →