?

Log in

No account? Create an account
я

И снова об истериках.

Одна горячо любимая мной девушка настойчиво интересуется, чегой-то ее горячо любимый мальчик почти_двух_лет_отроду начал регулярно истерить, если что не по его в этом мире происходит.

Рассказываю об одном из вариантов ответа на этот вопрос (наиболее вероятным потому, что я этого мальчика лично знаю)
Отвечаю публично потому, что все нижеописанное, на мой взгляд, характерно для большинства детей этого возраста, вдруг кому пригодится.

Два годочка - это возраст серьезный. Некий переход на другой уровень.

"Включается" та самая символическая функция мышления, про которую я диплом писала (ах..как жеж приятно самой себе напоминать об этом... пожалуй, буду эту ссылку в каждый пост совать :)))

Суть этих изменений можно описать в очень примитивном виде примерно так: раньше ребенок смотрел на предмет, и видел перед собой этот предмет, а теперь у него появились его собственные замыслы. Он смотрит на предмет №1, а придумывает (не осознавая этого), как будто бы это предмет №2.

Проблема общения мамы и малыша в это время заключается в том, что мама не всегда понимает, чего там, в воображении ребенка, на месте этого предмета родилось. А ребенок ещё не может толком объяснить.
Более того, он ещё не может разделять физический мир и психический.
Кроме того, он абсолютно и глобально уверен, что все люди вокруг думают и чувствуют точно также как он.

Если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что множество взрослых людей, увы, так и остаются на этом уровне развития.

И вот это смешение образов и реальности дает множество эпизодов - ребенок чего-то хочет, а мама считывает "внешние" вещи, и угадать, чего там на самом деле у него бурлит в новорожденном воображаемом поле, не всегда получается.
Практически все истерики двухлетки, в которых звучит "сделали не так, как я хочу, и я теперь визжу как оскорбленный в лучших чувствах" - про это.

Сценарий разворачивания "истерик" в этот период прост (опять же очень-очень примитивно) : ребенок видит палочку, которая лежит на досточке . И у него выплывает образ, к примеру, как будто это кроватка и детка спит.
Мама видит палочку на дощечке. И она о ней говорит, она с ней действует (а то и выкинуть пытается) или сама придумывает какие-то свои образы и начинает с ребенком играть - а ребенок возмущен. "Мама, ты обалдела что ли??? У меня-то это ребенок спит, ты его разбудила, ты что вообще!!!"
Он все это не говорит, он не считает вообще нужным это говорить - для него совершенно очевидно, что мама "не так" действует с этим существом, нехорошая женщина, не понятно, как так можно.
Он верещит, а мама понять не может, что происходит.

Чего делать?

Спокойствие, только спокойствие. Помнить, что это такой период, и он пройдет. Это раз.
Побольше действий в воображаемом поле. Это два.

Ту же палочку можно взять и спросить у нее - "Ты кто?" :)
Общаться в стиле "мамы - феи".

Все это развивает символическую функцию мышления, и ребенок быстрее начинает "овладевать" своим воображением и разграничивать реальность и собственные образы.

Главное, не попортить в этот период отношения своим раздражением или наказаниями, иначе это поведение может закрепиться как нормальное.
И ребенок утащит эти истерики в следующий возраст, а там уже будет другая песня.

Вот.

Comments

спасибо! (с чувством). Буду развивать воображение до немыслимых высот, чо.
Не, до немыслимых не надо.
Это уже будет шизофреническая оригинальность :)))))
гыгы)))ладно,ладно,останусь занудой
а я правильно поняла,что "аллергия пройдет, когда пройдут ананасы" (с) в смысле что когда начнет говорить - то это все пройдет?
Да, когда говорить начнет, все станет гораздо проще.
Если ты, конечно, не будешь бесится, орать и слушать всяких умных "психолухов", которые там у тебя водятся (ну не могу сдержаться, извини, прет меня, когда вспоминаю :))))
беситЬся :)))
Да чо, меня тоже прет как вспомню :-D
Но знаешь они как то перед тобой благоговеют, я буду поэтому тобой прикрываться - может, и пронесет тогда)))
а я то думаю. чо это моя радость иногда нормально ведет себя, а иногда просит: Ну посади куклу- я посадила, Она- нет, ты не так посадила. ну и дальше истерика.
А тут оказывается вот че.... дочке 2,5 она уже все-все умеет говорить, и мне эти психи непонятными были, почему она не может объяснить...
Учится овладевать своими собственными задумками :)
Взрослым непонятно, как можно ими не владеть - хотя если хорошо подумать, и у взрослых масса придуманных ими вещей, из -за которых они истерят, если вдруг оказывается, что в реальности все не так :)))
)))
хорошо про взрослых сказано!!!
Воооот-вот, про взрослых очень верно подмечено :)))
:))) да, отлично подмечено. Иногда вообще трудно догадаться, что у них в голове. Дочка недавно на ровном месте, сидя на горшке, начала раскидывать свои ботиночки и орать, я аж удивилась. Начинаю разбираться, объясняет: мама, там в журнале малыш (рядом лежал детский журнал, открытый на страничке с фото малыша), ты на него сверху ботинок поставила, так нельзя" :)) хорошо, что уже может объяснять все, никогда в жизни бы не догадалась с чего вся истерика!
И правда, это ж какое безобразие - на ребенка ботинком!!!
моей почти два(год и 9). Очень на нее похоже. Иногда с привычными вещами пытается сделать что-то новое, пищит, если не получилось. А если я попробую помочь и сделаю с этой вещью тоже, что и всегда, то будет стооолько возмущенного крика.
Да, не так то просто угадать, чего там она придумала - у вас опыт разный, и придумываете вы разное
Сорри за оффтоп. Но вы наверняка знаете, в каком возрасте ребенка лучше в детский сад отдавать? :)
Вы знаете, мне кажется, дать более-менее "корректный" совет по этому поводу можно только если видишь лично ребенка и маму.
Вот прям сказать - в каком возрасте лучше отдавать - я не решусь.
Очень сильно зависит от малыша и ещё сильнее - от воспитателя, которому этого малыша отдают.
Если воспитатель реально хороший, заботливый и тонкий - можно попробовать и пораньше отдать, как только малыш начнет без мамы оставаться. Но вообще, по моему мнению, лучше не рисковать, и отдавать после трех.
Очень уж малыши, мне кажется, беззащитны перед "тараканами" взрослых.

Спасибо!
Для нас сейчас пост очень актуален! Так как истерики возобновились. Я так понимаю уже по другой причине ? Нам 2,5, может уже говорить более-менее "папа едит аботу" (на работу), " Лелик пит, апоз" ( Левик спит, приполз) . Особо чувство выразить не может. И перлов не толкает :)
Истерики по поводу того, что не получает то, что хочет, например конфетки из магазина или если не даю взять с собой не его машинки из игровой группы. Особо сильные истерики , если он не в доброжелательном настроении и дети приближаются к "его" паровозикам или машинкам. Кидается на пол, бросается игрушками, вообщем истерит пока не получит свое!
Как реагировать? Я вроде спокойна. Бывает правда если накопится, срываюсь, было пару раз. Но вообще спокойно реагирую, но эти истерики очень утомительны, эмоционально . И что не давать ему то, что он хочет. Или все-таки давать, так как эти истерики пройдут..,где нужно границы выстроить? Сложный вопрос знаю... :(
Здесь, помимо того, о чем я написала, могут быть ещё пара вариантов:
- особенности нервной системы: ребенок легко возбуждается, и тяжеловато тормозится. Здесь важно терпение мамы и помощь нервной системе (в смысле, спокойной среды и всего такого);
- манипулятивные истерики: ребенок прочухал, что так легче добиться того, что хочешь, и активно этим пользуется. Тут справиться можно опять же терпением и воспитанием. Больше говорить с ребенком, и спокойно относиться к проблеме дать или не дать.
Машинки из игровой группы брать нельзя - значит, не даем. И с истерикой, и без истерики.
Конфеты - договариваемся, сколько можно. И больше не даем.
Если кто=то посягает на "его" машинки - имеет право не давать. Вообще в этом возрасте не надо заставлять делиться - только своим примером показывать, и хвалить, если делится. Если не делится - не надо. Значит, это значимые для него вещи.

В общем, руководствоваться не "есть истерика или нет", а логикой. :)
Да стараемся как можем , благо к истерикам детей тут спокойно относятся :) с улыбкой. Terrible two называется.
Малыш у нас с характером и свободолюбивый через чур. Сами виноваты, много свободы у него.
огромное вам спасибо за этот пост! сыну год и восемь. Последний месяц-полтора была просто невероятная напряженная обстановка, т.к. малыш стал совсем другим и я реально не понимала, что с ним происходит! Спасибо, теперь хоть голова на место встала!
спасибо большое за пост! реально помогает понять ребенка. дочке 2 года, более ли менее разговаривает, но иногда очень сложно понять, что она имеет в виду. вот сегодня она вообразила, что лейка - это соска :) (но тут я была уже подготовлена вашим постом и не стала ее в этом разубеждать, а поддержала игру)
а пару дней назад (до этого поста) собирались на прогулку и она решила, что она зайка (а значит надо шапку с ушками), а я балда посчитала, что для такой погоды шапка с ушками холодновата. в итоге прогулки не получилось, она то ныла, то истерила...
спасибо огромное! вот уже пару дней такие ДИКИЕ истерики на пустом месте. не знаю, как совладать с собственными нервами )) теперь хоть чуть приоткрылась завеса тайны, чего ж это детка истерит так.
>>>Кроме того, он абсолютно и глобально уверен, что все люди вокруг думают и чувствуют точно также как он. Если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что множество взрослых людей, увы, так и остаются на этом уровне развития.

да можно и не оглядываться, себя на этом ловлю то и дело, по мелочи (мне жарко, значит и малышу жарко), но вот же ж, есть оно...
Ну где же взять эти силы, чтобы не испорить отношения раздражением и наказаниями?((( Я всё понимаю, что это временно... У меня как раз двухлетка, которая в последние несколько дней изменилась на глазах и начала истерить с постоянным отрицанием всего "нет, нет, нет" и даже того, что сама просит.... У меня уже просто мозг уже закипает от истерик. Я пока держусь, но на грани и если так будет продолжаться, то не знаю на сколько моего терпения хватит, чтобы не начать наказывать за такое поведение. Не знаю что с этим делать. Кто и почему подменил моего золотого ребёнка, на капризного и истеричного?((((
Тот же, кто подменил мою красавицу нежную лапушку дочку с шикарными косами на колючего подростка со стрижкой, в значках, перчатках с обрезанными пальцами, бас-гитарой, и мечтой о табличке на дверь "не влезай - убьет"! :)))
Дети растут и меняются. Это необходимо. А нам нужно приспосабливаться и интуитивно искать ту грань, которая позволяет им расти, но при этом не быть безграничными.
Спасибо.