?

Log in

No account? Create an account
я

Малыши - не только мимими...

... Работаем с одной милой девушкой, и вышли на часто встречающуюся штуку: ступор к действиям при наличии стремления к "фантазийным реальностям".
Проще говоря, мечтания есть, а выход на уровень осуществления и действий тормозится. И в целом склонность "в облаках летать", реальность до конца не признавать, не смотреть на нее прямо, замещать фантазиями.

Работаем с субличностями:  выделили энергии, которые в этом процессе участвуют - эта фантазийная и энергия действий, которая "в киселе".
Всяко крутим, не могу "поймать", в чем дело.

На травматику не похоже, не ощущается, а ступор сильнейший, дискомфорт при попытках действовать, похожий на травматичный...но как бы и не он.

Кумекаем, кумекаем, но как только выходим куда-то - психика уходит в аут.

... И тут ко мне в гости приезжает подруга с малышкой, год и три.
Девчуху распаковали, она тут же пошла осваивать пространство - все трогать, облизывать, залазить во все отверстия и дырки...

И тут у меня вдруг пазл складывается.

Пока эта карапузина бегает, скачет, хватает, стучит, гремит, кидает, в пасть собаке камешки сует - востребована как раз энергия действия.
И если ее начать в этом СИЛЬНО ограничивать, или ОЧЕНЬ ЧАСТО предлагать вместо этого  что-то вроде рисунки разглядывать, книжки читать, мультики смотреть (особенно мультики и игры, когда их МНОГО)  - то запрос идет на другое - как раз на "мыслительные фукнкции", чуть ли не к воображению (которое пока еще только-только зарождается).

И формируется тогда вот эта "фантазийная" реальность раньше, чем надо.

.. Когда не удовлетворяются возрастные потребности и замещаются чем-то другим, и это часто и много - то возникает т.н. травма развития.
И она вот так может ощущаться.

И тут могут лежать корни "не хочет учиться", "не хочет ничего делать", "нет мотивации", "не знаю, куда двигаться", "не могу найти себя".

Теперь надо думать и исследовать, можно ли это корректировать путем "додавания" недополученного опыта.
Может быть, пристрастие к рукоделию и его терапевтическая функция как раз на этом и строится?...

А еще я, наблюдая за малышкой, в очередной раз поразилась, как они в этом возрасте впитывают все подряд - и способы действий, и способы реагирования. Тут и закладывается вот эта штука "быть похожей на родителя" и лояльности к значимым взрослым, потом не победишь эти тенденции одной силой воли.

А еще подумала, что "травма развития" может в основе содержать то, что малышу было не до того, чтобы в предметном мире действовать - мама была недоступна, или напряжение в семье слишком сильное. Тогда энергия его внимания уходит опять же в "психическое" - попытку найти баланс в такой сложной для него ситуации, приспособиться к ней.

...Надо, однако, курс по возрастной психологии переделать в этом ключе - какие неудовлетворенные потребности возраста как влияют на дальнейшую взрослую жизнь.
Интересно должно быть, пошла думать.

Comments

вы представить себе не можете, как я РАДА что вы вернулись к этому тегу))
Сама удивилась ))
Ира, да!
Могу дать пример - в 5 лет загремела в больницу с кардиопроблемами - сильное ограничение в движении и познании, в общении (потом еще и сад запретили ведь на год) плюс шок от разлуки с мамой. В результате зато научилась самодостаточно существовать в фантазиях, книжки, развитое воображение не по годам и затык на активные действия совсем как у клиентки. И установка "я могу вообразить что угодно, зачем это проживать".
Рукоделие помогает только частично. Потому что оно тоже создает некий уютный мирок с фантазиями (принимают форму рукодельных планов), поглощает полностью.
Экшен нужен. Для детей какая-то организационная коллективная активность с конкретными ролями, целями, ощутимым результатом. Ролевые игры, возможно, не всем подойдут, надо думать над сюжетами и безопасностью среды - люди с фантазией часто боятся ошибиться в реальном действии, потому что оно неподконтрольно. Меня ролевики вытаскивали, но игроком хорошим я так и не стала (боялась расслабиться, показать свои фантазии и т.д.), зато организация и проведение игр прям вот спасли.
Еще тексты писать помогает.
Извините, что много, но очень интересная тема и личная.
Вот это "И установка "я могу вообразить что угодно, зачем это проживать" - очень важно.

Это очень распространенная ситуация, и очень часто "отщепляет" человека от реальности, он реагирует недекватно на среду, и влипает все время куда попало.

И деятели разные, предлагающие фантазийные варианты решения проблем, в это как раз и попадают.

Про рукоделие да, согласна... Не совсем то.
Эта установка еще и полезной бывает, вот в чем засада. Ну когда трудные времена, вот совсем трудные, типа тебе 13 лет, а вокруг 90-е, дома даже сахара нет и взять негде и на улице страшно - это очень клевая защита же. Но надо чтоб уметь сознательно отключать вовремя.
Есть еще версия про телесность - танцы вот очень например, потому что когда ты в фантазии, ты тело почти не чувствуешь, внимания не обращаешь на него. А чтобы танцевать - надо выключить голову и слушать мышцы, чувствовать пространство, поверхности. У меня было плавание, фехтование, танцы - было включение обратно в мир. Животные, может быть, еще, которые общительные - собаки, лошади?

Да.

Всю сознательную жизнь живу в таком наваристом киселе - голова генерирует планы и идеи с частотой чаще, чем раз в час. И я просто умираю, как хочу все их осуществить. Но при этом полный паралич в плане осуществления. И даже, когда пытаюсь, что-то осуществить, то редко в состоянии довести дело до конца. Довожу до победного конца то, что ненавидела изначально или на раннихх стадиях поняла, что не моё.

Может быть траматическая блокировка. Было очень важно сдерживаться или что-то такое - и это запечатлелось. Распутываются такие штуки.

даже не представляю, как это можно распутать :(
мне помогло из киселя выйти и начать действовать: позволение себе быть в киселе и ничего не делать, если не хочется. параллельно в делах, которые нужны были по работе, я учила себя планомерно доделывать до конца начатое(это проще, чем своё, ибо не личное) жутко тормозила, но научилась.

потом выискивала в данный конкретный момент то, что мешает мне именно сейчас и что мне хочется изменить, чтобы МНЕ СТАЛО ХОРОШО/лучше.. из всех посещающих меня по поводу изменений/ идей выбираю одну, посильную и рабочую. Фраза к Маленькой Анечке: слушай, идея здоровская, давай вместе!(вероятно с Анной)
включаем уже хорошо знакомую программу выполнения до конца, контролируемую Анной, заботливой. получаем удовольствие :)))

я так научилась ходить в лес, например, когда устаю, а не в комп тупить.

ну и ещё: делать вот это всё с маленькими детьми, побебситтерствовать. исследовать материалы, без цели "сделать стул" клеить досточки, прибивать их, поработать шуруповёртом и отвёрткой, клеить всё, цто не попадя без цели. короче. кхм..позволить себе играть с материалом.

ф топку ра3вивашки, прости хосподи

Класс!

чет как про себя читаю...

Нас таких рать на самом деле - в разных вариантах